Ведомственное (военное) сельское хозяйство создавалось с одной целью – разнообразить стол военнослужащих, обеспечить армию свежими и полезными продуктами.
История создания собственной сельскохозяйственной базы в Русской Армии отражена в своде военных постановлений за 1869 г.: «Разведение и содержание огородов допускалось только для гвардии и местных войск, пользовавшихся выгодами постоянного квартирного расположения».
После Гражданской войны, из-за того, что сельское хозяйство страны было сильно ослаблено, в Красной Армии стали создаваться подсобные сельские хозяйства при воинских частях. Их задача состояла в том, чтобы армия и флот могли самостоятельно обеспечить себя продуктами питания, а также помочь народу и государству в снабжении вооруженных сил.
Наиболее значительного развития сельхозпредприятия в Красной Армии достигли в тридцатых годах, когда в стране широко развернулось колхозное движение. Образовывались целые колхозные корпуса, например, в 1933 году Дальневосточный колхозный корпус успешно выполнил поставленные перед ним задачи – при плане посева на 1933 год – 100 тыс. га, фактически было засеяно – 106 тыс. га.
В 1940 году были организованы 4 военных совхоза в Монголии. Эти хозяйства были хорошо оснащены сельскохозяйственной техникой, завезенной из Советского Союза. Советские солдаты и офицеры передавали опыт по выращиванию картофеля, овощей и освоению засушливых пустынных земель товарищам в Монголии.
Важную роль в обеспечении войск армии и флота продовольствием сыграли военные совхозы в годы Великой Отечественной войны. Они обеспечили свыше 20% потребности фронтов в сельскохозяйственной продукции.
В 1952 году Командующий войсками Дальневосточного военного округа маршал Малиновский прибыл на Сахалин, где была подготовлена сельскохозяйственная выставка, на которой была представлена выращенная продукция: огурцы, помидоры, морковь, свекла, капуста цветная и белокочанная, картофель, салаты, земляника и смородина. Маршал Малиновский высоко оценил выставку. После осмотра он собрал всех командиров и сказал им: «Видели, что растят на Сахалине? Чтобы в каждой части это было!».
Результаты работы военных совхозов понравились даже Н.С. во время поездки на Дальний Восток в 1954 году.
Развитием военных совхозов занимались даже на Крайнем Севере. Несмотря на суровые условия, в военных совхозах Северного флота быстро развивалось молочное животноводство, птицеводство и тепличное хозяйство. В короткий срок были решены проблемы обеспечения матросов и офицеров свежим молоком, яйцами и овощами.
В советское время развитие военных сельхозпредприятий осуществлялось в первую очередь за счет использования пустующих земель полигонов, аэродромов и воинских частей, не затрагивая при этом земли государственных совхозов.
Быстрое развитие сельхозпредприятий позволило к 80-м гг. достигнуть высоких сельскохозяйственных результатов. Почти в 3 раза возросли поставки тракторов, автомобилей, сельскохозяйственной техники и минеральных удобрений. Немало сделано для улучшения транспортировки и хранения продовольственных запасов. Все это дало положительные результаты. Производство зерна увеличено в 2,6 раза, картофеля и овощей – в 1,5 раза, молока – в 1,4 раза, мяса птицы – в 1,8 раза и яиц – в 5 раз. Поголовье крупного рогатого скота возросло в 1,4 раза, свиней – в 1,7 раза, овец – почти в 7 раз, птицы – в 3,3 раза. Повысились урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных.
К 1982 году в Министерстве обороны насчитывалось уже 80 военных совхозов, 82 специальные молочные фермы, 84 подсобных хозяйства при хозрасчетных предприятиях и организациях, прикухонные хозяйства – практически при каждой войсковой части. Это всё позволило стране сэкономить тысячи тонн ценнейших продуктов питания, а также сократить затраты на их перевозку.
После распада Советского Союза, реформировании Вооруженных Сил, сокращения и ликвидации отдельных воинских формирований некоторые военные совхозы оказались на большом удалении от мест дислокации воинских частей, часть из них стали убыточными.
В конце 90-х годов, вследствие недостаточного финансирования, сложилась непростая обстановка по продовольственному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации. В связи с этим была поставлена задача по увеличению объемов производства и реализации для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации основных видов сельскохозяйственной продукции: лука, картофеля, овощей, молока, мяса, яиц, и продуктов переработки: муки, различных круп, масла сливочного, масла подсолнечного, макаронных и хлебобулочных изделий, сахара за счет сельхозпредприятий Минобороны России. С этой целью Правительство Российской Федерации приняло решение о передаче в ведение Минобороны России еще до 30 хозяйств из агропромышленного комплекса России. Эти усилия позволили в среднем на 20-25 % обеспечить Вооруженные Силы основными видами сельскохозяйственной продукции.
Динамичное и эффективное развитие сельскохозяйственного производства Вооруженных Сил Российской Федерации должно было быть не только экономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом повышения продовольственной безопасности страны, т.е. должно обеспечить гарантированное снабжение войск и сил флота свежим продовольствием в условиях возможных военных угроз и жестких ресурсно-экономических ограничений. Именно этим и определилась необходимость модернизации системы сельскохозяйственного производства Вооруженных Сил Российской Федерации в начале 2000-х гг.
Главной целью строительства и развития сельскохозяйственного производства в Вооруженных Сил Российской Федерации явилось придание ему нового качества, способного повысить возможности федеральных государственных унитарных сельскохозяйственных предприятий Министерства обороны Российской Федерации по совершенствованию производственной деятельности.
В 1998 году было проведено реформирование органов управления сельскохозяйственным производством Вооруженных Сил. Военные совхозы были переведены на штатный перечень без содержания военнослужащих и стали федеральными государственными унитарными сельскохозяйственными предприятиями Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2003 года № МК-П4-01-885 было начато поэтапное реформирование сельскохозяйственных предприятий Минобороны России.
Оно предусматривало объединение хозяйств, передачу сельхозпредприятий видов Вооруженных Сил, родов войск в ведение военных округов с целью обеспечения войск (сил) по территориальному принципу и вывод низкорентабельных хозяйств с малым объемом производства из ведения Минобороны России путем их приватизации и банкротства.
К началу 2007 года все воинские должности начальников отделов (отделений) сельского хозяйства в видах (родах войск) ВС РФ, военных округах (флотах) были замещены гражданскими служащими.
Удовлетворение потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации продовольствием за счет унитарных предприятий в среднем составляло от 15,8% в 2001 году до 25,4% в 2006 году.
Увеличение поставок продовольствия на плановое обеспечение войск обусловлено в первую очередь:
- изучением экономического потенциала унитарных предприятий, потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации в продовольствии, своевременном планировании производства и поставок сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров Вооруженным Силам;
- участием в федеральной целевой программе по развитию АПК России на 2006 – 2008 годы;
- выполнением мероприятий по оптимизации ФГУСП;
- разработкой перспективных направлений сельскохозяйственного производства, повышением возможностей ФГУСП по производству и поставке для войск (сил) фасованной сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, в том числе в мелкоштучной упаковке с длительным сроком хранения;
- эффективной финансовой поддержкой ФГУСП (авансирование и предоставление субсидий);
- использованием прогрессивных мировых технологий и достижений науки и техники в сельскохозяйственном производстве;
- развитием быстро окупаемых отраслей животноводства и птицеводства;
- развитием многоотраслевых предприятий;
- организацией работы по подготовке и повышению квалифицированных кадров на местах;
- усилением роли управленческого аппарата в производстве сельскохозяйственной продукции;
- повышением уровня жизни тружеников села, созданием условий для притока молодых кадров в сельское хозяйство.
Последовательная реализация предлагаемых мер позволила создать в Вооруженных Силах Российской Федерации действительно качественную систему сельскохозяйственного производства, рациональную по структуре, составу и численности, обладающую высоким уровнем профессионализма ее работников, прочной материально-технической базой, оснащенной современными образцами сельскохозяйственной техники, готовую и способную гарантированно обеспечить поставки сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров для войск (сил) как в мирное время, так и с наступлением особого периода.
Сегодня система обеспечения продовольствием Вооруженных Сил переведена на контрактную основу.